Александр Шуйский || Alexander Stranger



«--
к оглавлению
--»



LotR, попытка рецензии

Я сдаюсь. Замолчите, заткните хоть на миг свои большие рты, раскройте уши, вы слышите: я сдаюсь. Я, толкинист со стажем, запоем читавший трилогию в уютном свете зеленых ламп научного читального зала питерской Публички - еще в 84 году, когда во всем Питере ВК был только там, да в Академке, да еще у БГ, зачитанный до дыр и под конец кем-то замыленный, вы тогда ни сном, ни духом, по крайней мере, большинство из вас, ныне знатоков и ценителей, ого-го, все до последней буквы. Это я, а не вы, заполучил в 86-м после бесконечного рытья в книжных завалах всевозможных "Букинистов" трилогию целиком плюс "Хоббит", а потом (повезло, повезло, кто-то заказал да не выкупил, о, как повезло!) и "Силмариллион". Это я, сидевший еще с машинкой на бесконечных вписках и пытавшийся издать свой перевод решительно везде, но ведь никто не брался, да вы что, тысяча четыреста страниц, а если у нас выкупят первый том и на этом все остановится? Ну да, там-то миллионными тиражами, а вот как примут у нас, вещь ведь очень большая... Это я, после нескольких спектаклей (о ТЮЗе ни слова) и - Господи, прости! - попыток экранизаций, убогих и незамысловатых, как мычание, ставший законченным скептиком и даже циником. Это я, сменивший цыплячий пух Толкина на крепкие, бронзовые под солнцем крылья Бигля и Дансени, я говорю вам всем: вы как хотите, а я сдаюсь. Этот треклятый фильм раздавил меня, расплющил, смешал с прахом, снова сравнял с землей Срединного Мира, забил легкие его высоким небом, затопил глаза зеленью его деревьев. Я снова там, этот мир прекрасен, домой, домой, бросаю все, стряхиваю с себя, как прошлогоднюю листву, эти двенадцать лет, горстью мертвых семян брошенные в пустоту, я ухожу.
Что вы говорите мне "вот это они упустили, вот это они вообще вырезали, вот это поставили с ног на голову"? Почему я ни разу не услышал "ох, как ловко была всунута фраза о создании орков - ведь она вообще из другой книги"? Почему не прозвучало "как это они умудрились наглядно, именно наглядно продемонстрировать, что Эльронд, Леголас и Галадриэль - принадлежат к разным народам, и что только чертова кукла Дрель - из высших эльфов, единственное желание которых - вернуться, вернуться любой ценой, даже ценой отказа от всех легких побед над злом в этом детском, совсем еще детском мире, и вон какие эльфы у Галадриэли: сытые, гладкие, намытые, что им Изначальное Зло под одним боком и Мордор - под другим"? Почему?
И какое мне дело до того, что Глорфиндэля заменили Арвен, Тома Бомбадила и Полые Холмы убрали вовсе, а повторную встречу с троллями дали только пейзажем (но ведь еще и рассказом Бильбо на дне рождения)? За одну только фразу Арвен: "Я передаю тебе всю дарованную мне благодать", - я готов простить все, что угодно, ибо это - высший пилотаж, выудить из текста больше, чем в нем есть и показать, показать тем, кто в состоянии увидеть.
Я сдаюсь. Я начинал смотреть этот фильм со скептической улыбочкой, с кислой мордой, с бесконечным, надоевшим и тем менее неизбывным, как потерявшая вкус жевательная резинка: да что они могут в этом своем Голливуде, что они вообще смыслят в таких вещах, как эпос? Будет фигня, помяните мое слово, фигня и разочарование, да ну, скучно даже... Мне удавалось сохранить эту улыбочку примерно полчаса - до первого серьезного выступления назгулов, когда их летящий под Carmina Burana источающий тьму строй пронесся по всему экрану, мдленно, с наездом, с визгом, с брызгами чего-то черного и жирного с чепраков злых коней, - и я, примерзнувший к креслу, ошарашенный, поминающий одновременно Хоува и Ли (как оказалось, не всуе), понял, что трясусь, как этот несчастный трактирщик, что я теперь буду смотреть, не отрываясь, словно Пиппин в палантир, пока меня не отпустят с глуховатым и многообещающим смехом, и скоро, очень скоро за мной прилетит на черной птице назгул, и я помчусь, не помня себя и смеясь, американским летчиком на Хиросиму, только в ушах будет стоять не "полет валькирий", а все та же безумная кантата, хотя один черт, оба немцы.
Я сдаюсь. Я признаю, что зто хорошо. Это настолько хорошо, насколько возможно было это сделать здесь и сейчас. Я начал с наплечной бледной копии, долго засовывал жабу как можно дальше в темный карман - и все-таки оказался в кинотеатре с подобающим звуком и экраном. И пойду еще. И, возможно, еще. А в один прекрасный день возьму и уйду за Реку...

Опубликовано в журнале "Средиземье", №1, 2002 год



 designed by Stranger