«--
к оглавлению
--»
|
О Кольце, Мече, Короне и выборе
В холме была нора, а в норке жил хоббит.
Жил себе и жил, размеренно и спокойно, но тут, на беду, проходил мимо маг и забрал хоббита с собой. После много что было, в конце концов хоббит вернулся домой, из всей добычи походной сохраня при себе только одно Кольцо, но этого оказалось довольно для эпопеи в полторы тысячи страниц, для войны, для конца одной эпохи и начала новой - и для того, чтобы два совершенно прозаических, домашних и уютных существа стали бессмертны, оставили все, что так влекло их раньше, и живьем ушли за Круги Мира, и, что самое удивительное - для того, чтобы эти самые Круги Мира позволили им уйти.
Мгла, спустившаяся на наш Город, укрывшая дворцы, фонтаны, висячие сады и мосты, острый запах пожара, странное напряжение последних дней - все сложилось в какой-то невнятный, но ощутимый знак; и я хочу говорить о знаках, тщась выловить в этом разговоре смысл своего, еще неоформившегося, как облако мусора вокруг звезды, из которого с равным успехом может вырасти и цветущий мир, и красная мертвая пустыня.
Что за жизнь прожили бы Бильбо и Фродо, не пересеки ее Кольцо? Ведь оно ничего не привнесло в них, только заставило делать выбор, раз за разом, шаг за шагом, пока, наконец, каждый шаг не превратился в выбор, что оказалось испытанием куда более тяжким, чем все заставы Мордора во главе с назгулами. И увенчалось это все выбором инакости и бессмертием. Выбрали бы они это без Кольца? Ведь тот же путь - от одной только любви, без всяких колец и прочего - проходит Арвен, оказываясь одна среди чужого ей народа, вынужденная принять смерть от старости и потери близких, а что может быть ужаснее для эльфа. Почему так необходимы смертным толчки извне, кольца, мечи, короны? Знак есть знак, символ есть символ, гладкое золотое кольцо на третьем пальце носит чуть ли не каждый десятый. А за круги мира это пока погнало только двоих.
Делать выбор. Не маяться им, раскачиваясь на месте, ожидая молний с небес (по моему глубокому убеждению, это все-таки гордыня), громоподобного гласа "встань и иди", прочих театральных эффектов и ерунды, а делать. Ежедневно выбирать бессмертие. Пока не вобьется в позвоночный столб и не станет привычкой. Конечно, когда при этом корона на голове и меч предков у бедра, дело идет полегче, даже если захочешь уклониться от выбора, довольно большое количество ближних и жизненных обстоятельств помешают этому. А когда нет? Почти все в детстве имеют корону на голове и меч у бедра, можно даже сказать, что все рождаются с этим - кто хоть раз не воображал себя наследным принцем? Так куда это уходит, превращаясь в ночную мглу, в глупые (я бы отрезал язык тому, кто первый произнес эти два слова в таком сочетании, право) фантазии? Все начинается с претензий на весь мир, так что же заставляет отказаться от этих претензий? Настоящих наследных принцев довольно тяжело сбить с толку, обычно для этого требуется гильотина.
И я ведь не праведник. Я ношу перстень, явившийся мне извне, хотя в разные годы он выглядит по-разному. Но штука в том, что я носил его даже тогда, когда мог только вообразить; в том, что он тянет вниз мою руку привычной тяжестью уже очень много лет, моя слабость заставляет меня искать его воплощения раз за разом - обычно кольца не выдерживают этой ноши дольше пяти-шести лет, но он всегда на моей руке, даже когда я по локти выпачкан в машинном масле. Тяжесть короны и меча я ощущаю реже - наверное, именно это удерживает меня от поисков их голосов в этом мире.
Зато в этом мире есть эхо Храма - как и в любом другом. В том, настоящем, совершаются все коронации мира, даже если они происходят в других местах. Когда я найду его воплощение здесь, я, видимо, найду все остальные свои воплощения. Я не знаю, что будет, если собрать всех нас в одном месте. Не исключено, что Страшный Суд.
Убейте меня, пока я не прошел в его глубокий, множественный портал, в его двустворчатые врата, испещренные сложным узором из тысячи фигур и знаков, не встал перед алтарем в потоке цветного витражного света. Не успеете убить - пеняйте на себя. Я предупредил.
|