Дж.Р.Р.Толкин "Властелин колец", пролог || Stranger's homepage
Пролог
Пролог
та книга большей частью посвящена Хоббитам, и на ее страницах читатель сможет узнать об их жизни, привычках и истории. Кое-что можно также найти в Избранном из Красной Книги Западной Окраины, уже увидевшем свет под названием "Хоббит". Повесть включает в себя черновик начальных глав Красной Книги, написанный рукой самого Бильбо Торбинса, первого Хоббита, прославившегося на весь мир, и носит подзаголовок "Туда и Обратно", поскольку рассказывает о путешествии Бильбо на Восток и домой. Впоследствии именно это путешествие привело к тому, что все Хоббиты оказались вовлечены в самую гущу великих событий той Эпохи. Тем не менее, многим читателям непременно захочется узнать побольше об этом замечательном народе. Извольте: в Прологе собраны наиболее важные сведенья о Хоббитах, взятые, в основном, из их же преданий и летописей. Здесь же вкратце изложено и путешествие Бильбо.

Хоббиты - неприметный, но очень древний народ, куда более многочисленный в прежние времена, чем нынче; они любят тишину, покой и возделанную землю: небольшие поселения в окружении цветущих полей и садов - вот самая привычная для них среда обитания. Они не признают устройств сложнее водяных мельниц, кузнечных мехов и прялки, зато уж этими нехитрыми инструментами владеют превосходно. Людей, или, как нас называют сами Хоббиты, Большого Народа, они сторонились и раньше, а теперь столкнуться с каким-нибудь хоббитом в лесу или в поле стало совсем невозможно. Слух у них чуткий, глаз острый; и, хотя они склонны к полноте и не любят спешки, проворства и ловкости им не занимать. Они привыкли исчезать мгновенно и бесшумно, да так навострились, что Людям это стало казаться волшебством. На самом же деле ни один из видов магии никогда не изучался никем из Хоббитов, умение исчезать всегда основывалось на опыте и сноровке, да, может, еще на их неизменной близости к земле - причем в такой степени, которой никогда не могли достичь их большие и неуклюжие соседи.
Ибо хоббиты - маленький народ, меньше даже, чем Гномы: не такие крепкие и плечистые, да и ростом хоть немного, да пониже. Их обычный рост на наш счет колеблется от двух до четырех футов. Но теперь они редко вырастают выше трех футов, а раньше, говорят, все Хоббиты были выше. В Красной Книге упоминается Бандобрас Тук (по прозвищу Бычий Рев), сын Изенгрима II. В нем было целых четыре с половиной фута, и он мог ездить верхом даже на лошади. За всю историю Хоббитов его переросли только двое - но об этом речь пойдет в самой книге.
Во дни мира и благоденствия Хоббиты Шайра ( а именно о них наш рассказ, есть ведь Хоббиты и в других поселениях) жили просто, легко и весело. Одевались ярко, предпочитая желтые и зеленые цвета, башмаков не носили: подошвы у Хоббитов твердые, как роговица, а ногу от колена до ступни покрывает густая курчавая шерстка, обычно темно-русая, как и волосы на голове. Так что сапожным ремеслом хоббиты не занимались или занимались очень мало. Зато остальные ремесла процветали, и длинные темные пальцы хоббитов мастерили вещи равно красивые и полезные. Лица их отличались скорее добродушием, чем правильностью черт: широкоскулые, румяные, ясноглазые, рот чуть не до ушей, всегда готовый смеяться, есть и пить. Смеялись часто, ели и пили всласть, шутки предпочитали незатейливые и беззлобные, а трапезы - в количестве шести раз в день, если удавалось. Хоббиты - настоящие мастера по части пиров, праздников и подарков - последние раздаются с охотой, а принимаются с неизменным восторгом.
Совершенно ясно, что, несмотря на позднейшую отчужденность, Хоббиты - близкие наши сородичи, во всяком случае, более близкие, чем Эльфы или Гномы. Издревле говорили они на языках Людей, пусть и на свой манер, да и ко многим другим вещам относились сходным с Людьми образом. Но какое именно меж нами родство - точно установить уже очень трудно. Появились Хоббиты в далекие дни Древней Поры, о которой теперь никто ничего не помнит. Только Эльфы хранят еще предания тех времен, да и то лишь о себе - про Людей там мало, а Хоббиты не упоминаются вовсе. Однако ясно, что Хоббиты, никем не замеченные, жили в Средьземелье многие сотни лет, прежде чем о них начали упоминать летописи других народов. А поскольку мир полон самыми удивительными созданиями, этому маленькому народу никогда не придавали особого значения. Но при жизни Бильбо и его наследника Фродо они, сами того не желая, стали всем важны и всем известны, и о них заговорили на советах Мудрых и Великих.

Те дни, Третья Эпоха Средьземелья, давно минули, с тех пор изменились сами очертания островов и континентов, но Хоббиты живут там же, где и прежде: на северо-западе Старого Света, к востоку от Моря. А откуда они взялись и где обитали изначально - этого никто не знал уже и при Бильбо. Обременять себя лишними знаниями Хоббиты, в общем-то, никогда не любили, если только речь не шла об изучении родословных (как своей, так и соседа). Но в некоторых, самых старых кланах по традиции из года в год ведутся подробные летописи, в которых можно найти отзвук далеких событий или упоминания о государствах Эльфов, Гномов и Людей. Но все эти летописи ведут начало от заселения Шайра, и даже самые древние легенды восходят к Поре Странствий, не ранее. Однако, и по этим преданиям, а также по некоторым их обычаям и поговоркам понятно, что Хоббиты, подобно многим другим народам, пришли с Востока. И Мудрым известно (хотя сами Хоббиты об этом давным-давно позабыли), что когда-то их предки жили между Мглистыми Горами и Великим Зеленым Лесом. А вот о том, что заставило их уйти за горы, в Эриадор1, все еще спорят. Хоббитские предания упоминают две причины: Людей, селившихся рядом и во множестве, и некую тень, накрывшую лес мрачной тьмой, и что, мол, с тех самых пор он и зовется Темнолесьем2.
Еще до перехода через горы Хоббиты делились на три различных рода: Быстроногов, Скарбинсов и Светлокожей. Каждый род имел свои обычаи и законы и жил в своих землях.
У подножия Мглистых Гор, рыли себе норки Быстроноги. Были они коренастые, ловские, смуглые и веселые. Бород и ботинок не носили. Любили чистоту и порядок, шумные забавы и склоны холмов.
Берега и заливные луга Андуина3 облюбовали Скарбинсы. Свои дома они строили крепкими, низкими и просторными. Сами были неторопливы, приземисты и трудолюбивы. Очень любили Реку и часто плавали по ней в маленьких тростниковых лодочках: воды они, в отличие от остальных своих сородичей, ничуть не боялись.
У самого леса, на опушках и полянах, жили Светлокожи. Кожа у них и в самом деле была светлая, рост повыше, чем у остальных, талия постройнее, а волосы - порыжее. В жаркий полдень они прятались в тени деревьев, а вечерами любили попеть у костра. Говорят, они водили дружбу с Лесными Эльфами, а потому гораздо охотнее сочиняли свои песни и пели чужие, чем занимались ремеслом и земледелием.
Первыми снялись с обжитых мест непоседливые Быстроноги. Горы они знали неплохо, с Гномами - хозяевами гор - всегда ладили, дальний переход их не пугал. Ушли они довольно далеко, за Буреломные холмы; испытали все невзгоды долгих скитаний и в конце концов рассудили, что пора обосноваться в одном каком-нибудь месте, похожеми на их прежние холмы, где можно было бы жить как встарь - в уютных норах. Так и сделали.
Светлокожи, самый малочисленный клан, жили севернее остальных. Они спустились по Ревущей, северным краем Узкой Долины4. Правда, вскоре они присоединились к Быстроногам и смешались с этим кланом. Но все же изначальное различие нет-нет, да и давало себя знать. Время шло, семьи смешивались, разделялись, давая начало новому роду. И нередко во главе такого рода вставал хоббит с огненно-рыжими волосами, отличной памятью на рифмованные строчки и врожденным талантом к чужим языкам. Даже во дни Бильбо древняя кровь клана Светлокожей еще чувствовалась в таких известных родах, как Туки и Брендибарги5.
Скарбинсы долго медлили: им вольготно и спокойно жилось на берегах Андуина, соседство Людей их не пугало. Но и они в конце концов ушли на запад. Перевалив через Мглистые, они, как и Светлокожи, спустились по реке, но южнее Имладриса, - по Грохоту. Он привел их к Равнинам Дуна, где они и обосновались. Много еще воды утекло, прежде чем они перебрались на север, к сородичам.
В Эриадоре, что простирается от Мглистых до Лунных6 гор, Хоббитов встретили Эльфы и Люди. В те времна там еще жили последние из Дунэдайнов - царственные потомки Людей, когда-то пришедших из-за Моря, с Крайнего Запада. Но их становилось все меньше, и Арнор7, Северное Королевство, некогда прекрасное и владетельное, постепенно превращалось в руины. Пришельцев-хоббитов встретили мирно, места хватало, и скоро они ожились на новых землях.
Большинство первых поселенцев не заходило дальше реки Берандуин8, и теперь их колонии заброшены и забыты, но два старых поселка процветают и по сей день. Это Холомы9 и Лесы10, что находятся в пятидесяти милях от Шайра.
Должно быть, в те же далекие времена Хоббиты освоили и письменность, позаимствовав ее у Дунэдайнов, которые, в свою очередь, обучились этому искусству у Эльфов. И тогда же Хоббиты позабыли свои древние наречия и заговорили на Всеобщем Языке, распространенном по всем землям от Арнора до Гондора и всем побережьям от Белфаласа до Лунной.Впрочем, кое-какие свои слова Хоббиты сохранили: названия месяцев, дней недели и, разумеется, имена собственные. А в Шайре даже летоисчисление было особым.
В 1601 году Третьей Эпохи по эльфийскому счету два брата Светлокожа, Марчо и Бланко, заручившись дозволением короля Форноста11 * - столицы Арнора - отправились за Берандуин осваивать новые земли. Они пересекли Мост Каменных Арок, постоенный еще во дни славы Северноего королевства и присвоили себе все земли вплоть до Дальних холмов. За ними потянулись и другие хоббиты , и очень скоро между рекой и холмами образовались небольшие поселения. Король отдал эти земли хоббитам, поставив условие, что его новые подданные будут содержать в порядке мосты и дороги, прежде всего Каменнный мост, оказывать содействие королевским гонцам и признают верховную власть короля.
Так началась история Шайра, а Год-Похода-за-Брендивин (так хоббиты переименовали Берандуин) стал Первым годом этой страны, и все последующие важные даты отсчитывались уже от него**. Новые земли прищлись хоббитам по душе, прибывали поселенцы из других мест; хоббиты обосновались прочно и надолго, и вскоре как-то незаметно выпали из истории Людей и Эльфов. Еще какое-то время они считались подданными короля, но, хотя все дела в Шире по-прежнему вершились его именем, по сути страна управлялась местными властями. В события во внешнем мире хоббиты почти не вмешивались. Когда Ангмарский король-чародей двинул свои войска на Арнор, хоббиты послали королю на подмогу отряд своих лучников - во всяком случае, так утверждают они сами, хотя в людских летописях и преданиях об этом нет ни слова. В той последней войне Северное Королевство окончательно пало, земли его опустели, а хоббиты Шайра, получив самостоятельность, выбрали из старейшин самых уважаемых родов своего правителя - Тана, который стал наместником при ушедших королях...
Пережив нашествие Черного Мора (37 год по Ш.Л.), хоббиты, мало о чем тревожась, процветали и умножались более тысячи лет. А потом нагрянули бедствия и голод Долгой Зимы, унесшей многие сотни жизней. Но миновали Дни Смерти (1158-60 годы) и были забыты, как дурной сон, а для хоббитов Шайра вновь наступила пора изобилия. Земля всегда отзывчива к трудолюбивому работнику - и под умелыми руками хоббитов оживали даже пустоши. А своими садами и виноградниками этот край славился еще при королях.
С востока на запад, от Брендивинского моста до Лисьих холмов - на сорок лиг, и на пятьдесят - от северных вересковых пустошей до южных болот простирались их земли. Все это хоббиты продолжали называть Шайром: в их понимании - землей, где от имени короля правит Тан, а дела идут как нельзя лучше. Все то, что происходило за пределами их земель - а происходили самые разные вещи, - не беспокоило их ни в малой степени, так что вскоре они пришли к выводу, что как нельзя лучше идущие дела - вещь совершенно обычная для всего Средьземелья. Они забыли или постарались забыть то немногое, что знали о скитаниях Стражей, чьими трудами столько лет держался мир и покой в северных землях. Они состояли под надежной защитой - но никогда об этом не задумывались.
Ибо Хоббиты никогда не были воинами, не стремились к оружию и никогда не враждовали между собой. В давние времена им, как это принято, пришлось постоять за себя, но во дни Бильбо это было уже далекое прошлое. Со времен последней битвы - и, кстати, единственной из всех состоявшейся в пределах Шайра, когда в Битве на Зеленых Полях Бандобрас Бычий Рев разгромил вторгшуюся банду орков (1147год по Ш.Л.), - прошло несколько столетий, она давно стала легендой. Даже климат, и тот смягчился, так что нашествия свирепых северных Волков в суровые зимы стали бабушкиными сказками. Оружие, конечно, в Шайре имелось, но большей частью старое и трофейное. Оно обычно висело над камином или на стенах, но в основном хранилось в собрании музея столицы Шайра - Больших Рытах. Хоббиты называли это музей Скопи-Домом и тащили туда все, чему не могли вспомнить применения, а выбросить жалели. Такие вещи у хоббитов назывались релихвиями. Таких релихвий было предостаточно в каждом доме, их частенько дарили, когда не могли придумать ничего лучшего. Обычно такой подарок в одних руках долго не задерживался.
Тем не менее, сытая и довольная жизнь не вовсе изнежила обитателей Шайра. Напугать, а тем более убить хоббита было совсем непросто; они, быть может, потому так и любили блага земные, что могли при надобности обойтись и без них, перенося беды, лишения и непогоду куда тверже, чем можно было предположить, глядя на их упитанные животы и крулые физиономии. У них считалось зазорным разрешать споры дракой или убивать ради забавы, но теряться перед опасностью тоже было как-то не принято. Зоркий глаз и твердая рука делали их отличными лучниками - и не только лучниками. Если уж Хоббит нагибался за камнем, лучше всего было спасаться бегством, и всякая тварь в округе знала это превосходно.

Все Хоббиты спокон веков рыли себе норы - во всяком случае, так они сами говорят, - и только в таком жилище они действительно чувствуют себя как дома. Но со временем им, конечно, пришлось осваивать и другие виды строительства. Во времена Бильбо по старому обычаю жили только самые богатые или самые бедные хоббиты. Бедняки ютились в грубых и тесных норах, без окон или с одним окном; а те, кто побогаче, из уважения к традиции, строили себе подземные дворцы. Но не всякое место годилось для рытья, особенно такого: обширного и разветвленного (такие норы у Хоббитов называются "рыты"), - и в низинах Шайра, по мере того, как он заселялся, начали строить наземные дома. Впоследствии даже в таких старых поселках в холмах, как Хоббитон или Тукбор или даже в столице Шайра, Больших-Рытах-на-Белых-Холмах, появились деревянные, каменные или кирпичные строения. Как правило, это были мельницы, кузницы и мастерские. Устраивать подобные помещения под землей было несподручно, а не мастерить что-нибудь Хоббиты просто не способны.
Говорят, что первое жилье из камня и кирпича появились на Болотах у Брендивина. Усадьбы там походили на крепости и отстояли далеко друг от друга, да и хозяева их, потомки Скарбинсов, славились замкнутым характером и тяжелой рукой. Они даже носили гномьи башмаки - зимой и в непогоду. Жители Болот и Баргова Берега - полосы свободной от леса земли на восточном берегу Брендивина, - пришли в Шайр последними, с юго-запада, и сохранили много странноватых, по общему мнению, привычек и поговорок.
Вполне возможно, что искусство строительства - как, впрочем, и все другие ремесла - перешло к Хоббитам от Дунэдайнов12. Впрочем, Хоббиты могли перенять его и напрямую у Эльфов, древних наставников Людей. В те времена на Западе еще жили многие из эльфов Высокого Рода - в Серых Гаванях и в других поселениях. Совсем рядом с Шайром, на Крепостных холмах, что на пол-дороге к Гаваням все еще высятся три гордые эльфийские Башни. Когда-то - давным давно - обитаемые, а теперь почти разрушенные временем, они таинственно светятся лунными ночами. Самая высокая стоит чуть поодаль от остальных. Хоббиты Западной Четверти говорят, что с вершины этой Башни можно увидеть Море, но, кажется, никто из Хоббитов не забирался туда. Правда, самые отчаянные путешественники видели Море и ходили под парусом, но большинство относилось с превеликим недоверием даже к рекам и весельным лодочкам, а уж плавать на них или без них отваживались очень немногие. Но к тому времени, как появился Шайр, Хоббиты уже почти не помнили языка Эльфов, а вскоре стали просто избегать их. А заодно и тех, кто имел с ними дело. И постарались забыть, как выглядят Крепостные холмы.
Впрочем, у кого бы не учились Хоббиты, они все переиначивали на свой лад. Башни и крепости в Шайре не прижились. Норки и дома были невысоки, просторны и уютны, дома крылись соломой или травой, реже - черепицей. Первые постройки были все теми же рытами, только на поверхности земли, но впоследствии стали и сложнее, и удобнее - кое-что хоббиты в этом смыле изобрели сами, а кое-чему научились у Гномов. Окна и двери делались идеально круглыми и даже стены походили на стенки бочонка. Такое, кстати, присуще только Хоббитам, а больше никому во всем Средьземелье.
И дома, и норы шайрских хоббитов имели, как правило, множество пристроек и ответвлений, так как в них жили целыми кланами (Бильбо и Фродо Торбинсы, жившие вдвоем в роскошной норе на всю вершину Холма, являлись исключением, и не только из этого правила - чего стоила, к примеру, одна только их дружба с эльфами). Бывало и так, что многие и многие поколения и ветви одного семейства уживались (почти) в мире в одном огромном особняке. Так и по сей день живут Туки - в Больших Рытах - и Брендибарги - в Бренди-Холме. Вообще, все Хоббиты строго разделяются на кланы, причем состав этих кланов тщательно контролируется - "сомнительных родственничков" не жалуют, а если кого и принимают, то без особого восторга. Составлению и изучению родословных древ со множеством ветвей и связей занимаются как старики, так и молодежь, любому хоббиту чрезвычайно важно знать, с кем и как он находится в родственных отношениях. В конце этой книги приводятся генеалогические древа наиболее знаменитых отпрысков наиболее известных родов конца Третьей Эпохи Средьземелья. Генеалогические древа Красной Книги Западной Окраины сами по себе составляют отдельный том, но всякий, кроме самих хоббитов, сочтет его самой скучной частью. Хоббиты же обожают подобные вещи - они вообще любят находить в книгах только то, что уже и так знают.


Был у Хоббитов тех дней еще один замечательный, ни на что не похожий обычай: они любили вдыхать дым горящего растения, сжигаемого в специальной деревянной или глиняной трубке, один конец которой набивали трубочным листом или просто листом, вероятно, разновидностью Nicotiana. Происхождение этого примечательного обычая (или "искусства", как его называют Хоббиты) окутано покровом тайны. Все легенды и предания на этот счет были собраны Мерриадоком Брендибаргом (впоследствии Хозяином Баргова Берега), и коль скоро и он сам, и табак Южной Четверти сыграли немалую роль в описывамых событиях, стоит процитировать несколько строк из его предисловия к "Травнику Шайра".
"Вот искусство, - пишет он, - которое принадлежит Хоббитам по праву. Кто из нас, когда и как начал курить, неизвестно - записей на эту тему не сохранилось, но спокон веку хоббиты Шайра курили различные травы, - и горькие, и ароматные. Но доподлинно известно, что первый сортовый лист вырастил Тобольд Дудстон из Долгой Балки в Южной Четверти. Это было во дни Изенгрима Второго, около 1070 года по Шайрскому летоисчислению. В Южной Четверти и теперь выращивают самые лучшие сорта, такие, как "Гордость Долгой Балки", "Старина Тоби" и "Южная Звезда".
Как и где нашел Старина Тоби это растение - осталось неизвестным, поскольку он не захотел раскрыть эту тайну даже на смертном одре.Он знал о травах многое, но никогда не путешествовал. Говорят, что в юности он часто бывал в Холомах, но вряд ли ездил дальше их окрестностей.Так что, по всей вероятности, узнал он об этом растении как раз там, где оно уже тогда встречалось на южных склонах холмов. Холомские хоббиты утверждают, что первыми это растение обнаружили и начали курить именно они. Впрочем, они настаивают на своем первенстве перед шайрцами во всем и до сих пор называют нас "колонистами"; но в этом случае их притязания, похоже, справедливы. Как бы там ни было, именно из Холом наши трубки и табак перешли к Гномам, Странникам и прочим путешествующим туда-сюда через это древнейшее распутье. Таким образом, родиной и центром нашего искусства является трактир "Гарцующий Пони", которым тогда, как и теперь, владели Молочаи.
Опять-таки, наблюдения, сделанные мною в многочисленных поездках на юг, заставляют придти к выводу, что настоящая родина листа - далеко за пределами нашей части света, куда он попал, как я предполагаю, из дельты Андуина. А туда, в свою очередь, был изначально привезен из-за Моря еще людьми Крайнего Запада. В диком виде он довольно часто встречается в Гондоре, где вырастает куда крупнее и выше, чем у нас на севере, где никогда не находили его дичком и где он хорошо растет только в теплых и защищенных от ветра долинах, таких, как Долгая Балка. Гондорцы называют его "галена13 душистая" и ценят только за пахучие цветы. В северные края его, должно быть, завезли по Зеленому Пути, где-то между приходом Элендила и нашим временем. Но и дунедайны Гондора кое-чем обязаны нам: набить их травой трубки придумали именно мы. Даже Маги не додумались первые. Впрочем, один мой знакомый маг перенял у нас это искусство много сотен лет назад и овладел им в совершенстве - как и всеми прочими премудростями, к которым обращался"


Шайр делился на четыре части, или Четверти, как их называли: Северную, Южную, Восточную и Западную, а Четверти, в свою очередь, - на округа, именовавшиеся в честь древнейших местных родов, хотя к тому времени, как начинается наша история, потомки этих родов, случалось, обитали в совсем другой части Шайра. Кпримеру, практически все Туки по-прежнему жили в своем округе, но вот с Торбинсами и Шуткинсами дело обстояло иначе. В Четверти не входили только земли восточной и западной границ: Западная Окраина и Баргов Берег были присоеденены к шайру только в 1462 году Ш.Л. Уже к тому времени "правительства" как такового в Шайре фактически не было. Семьи, как правило, своими силами справлялись со внутренними разногласиями. Большую часть времени занимало выращивание и поедание пищи. Во всех прочих делах, как правило, щедрость предпочиталась скупости, мир - драке, а неторопливость - спешке. Так что жизнь в этих краях текла спокойно и благопристойно, не претерпевани никаких изменений из поколения в поколение. Сохранялись, конечно же, и те традиции, которые касались королевской власти Форноста или Северна, как его здесь называли, ибо расположен он был к северу от Шайра. Минула уже тысяча с лишним лет, как сгинул последний король, и руины королевского замка поросли травой. Однако Хоббиты по сей день уверены, что дикие и злобные твари (тролли, например) только потому злобны и дики, что не имеют королей. Сами шайрцы приписывают королю все свои веками сложившиеся устои и законы - и соблюдают их по собственной воле, поскольку, как они сами говорят, Правила эти и древни, и справедливы.
Наибольшим уважением в Шайре издавна пользовался род Туков; именно к ним несколько столетий назад перешел от Старобаргов титул Тана14, и с тех пор его из поколения в поколение носит старший в роду. Тан является главой Общего совета Шайра и предводителем Ополчения, но поскольку ни тот, ни другое не собирались уже сотни лет, должность Тана стала практически номинальной, хотя и очень почетной. Ныне, как и встарь, Туки остаются самым многочисленным и чрезвычайно богатым смейством. Члены его - весьма толковые хоббиты со своеобразными, впрочем, привычками и характером, частенько склонные к озорству и неожиданным выходкам. Последнее качество во времена Бильбо вообще не одобрялось, но его терпели (если чудак был небеден). Титул Тана носит глава рода, избираемый по возрасту или по заслугам. В Шайре его называют "Старым Туком", а к имени, если требуется, прибавляют порядковый номер (к примеру, Изенгрим Второй).
Единственным в Шайре лицом, обладающим реальной властью, во времена Бильбо являлся мэр Больших-Рыт-на-Белых-Холмах. Он избирался каждые семь лет на Вольной Ярмарке, в праздник Середины лета. В основном ему вменялось в обязанность председательствовать на разнобразных пиршествах, которые устраивались каждые праздники, а таких в шайрском календаре насчитывалось немало. Но также в веденьи мэра состояли Стража и Почтовая Служба. Эти два учреждения были единственными общественными организациями в Шайре, причем число почтальонов сильно превосходило число стражей. Далеко не все хоббиты писали кому-либо ежедневно, но были и такие, кто регулярно брался за перо для пары строк друзьям (и некоторым родственникам), живущим на расстоянии, которое нельзя преодолеть за послеобеденную прогулку.
Стражи носили наименование Шайрифы и, по сути, являлись чем-то вроде полиции. Никакой униформы у них, разумеется, не было (хоббиты знать не знали о подобных вещах), - кроме отличительного знака: перо на шляпе. Как правило, основной их заботой были пришлые дикие звери и прочие твари, портящие урожай - худших бедствий хоббиты и представить не могли. Шайрифов было двенадцать, по трое на каждую Четверть. В этой войско вербовались хоббиты рослые и сильные - дабы производить должное впечатление на чужаков, будь это зверь или двуногая тварь, которые осмелились непрошенными вторгнуться в границы Шайра.
В годы, когда начинается эта история, таких чужаков стало как-то непривычно много. Со всех сторон доносились слухи (а то и жалобы) о невиданных тварях и подозрительных личностях, которые шатались вдоль самых границ, нередко их нарушая. Это был первый признак, что дела идут не так, как надо, поскольку об ином рассказывали только легенды и сказки. Однако тогда еще никто ничего не понимал, даже сам Бильбо, хотя уж он-то повидал к тому времени всякого. Шестьдесят лет прошло с его знаменитого путешествия, он был стар даже по хоббитским меркам, хотя у них, в общем-то, принято доживать до ста лет, - но так и остался любимым предметом обсуждения соседей, в основном благодаря несметным сокровищам, привезенным из дальних стран. Много или мало от них осталось, он не говорил никому, даже любимому племяннику Фродо. И найденное им кольцо он по-прежнему хранил в секрете.



Как рассказано в книге "Хоббит", однажды к Бильбо явились великий Маг Гэндальф15 Серый и тринадцать Гномов: ни кто иной, как сам Торин Дубовый Щит, потомок королей, и двенадцать его спутников, тоже изгнанники. И, к собственному изумлению, апрельским утром 1341 года по Ш.Л. Бильбо отправился далеко на восток, чтобы вернуть бесценные сокровища Короля-под-Горой, что правил в Дейле, близ озерного города Эсгарота. Поход увенчался успехом: Дракона, захватившего клад, удалось уничтожить. Попутно была выиграна Битва Пяти Воинств, в которой погиб Торин и свершилось множество подвигов. Однако все это не имело бы никакого значения для нашей истории и удостоилось бы лишь пары строк в гигантских анналах Третьей Эпохи, если бы не одна "случайность" по дороге.
В Мглистых горах, на пути к Дикому Краю, на путников напали орки; и так случилось, что Бильбо отстал и потерялся в темноте орчьих тоннелей под горами. Пробираясь наощупь, он наткнулся на кольцо, лежавшее в одном из тоннелей. Кольцо он спрятал в карман, просто как удачную случайную находку.
Пытаясь найти выход, Бильбо брел наугад в темноте, забираясь все глубже в горы, пока не вышел к холодному озеру, никогда не видавшему дневного света. Там, на каменистом островке посреди воды, жил Голлум, маленькое мерзкое существо. Он плавал по озеру на самодельной лодке, загребая огромными ступнями, вглядываясь во тьму белесыми мерцающими глазами. Длинными ловкими пальцами он ловил слепую озерную рыбу и поедал ее сырьем. Он ел всякую снедь, даже орков - если удавалось поймать и задушить какого-нибудь без особого шума. Он владел тайным сокровищем, доставшемся ему давным-давно, когда он жил еще наверху, на белом свете: золотым кольцом, которое превращало надевшего его в невидимку. Кольцо это было единственной вещью, которую он любил, называл "прелестью"16 и разговаривал с ним даже тогда, когда не брал с собой. Обычно он хранил кольцо в укромном местечке на своем острове, и надевал только тогда, когда шел охотиться или подслушивать в верхние тоннели.
Может быть, случись кольцо при нем, он сразу напал бы на Бильбо; но кольца не случилось, а хоббит держал в руке эльфийский кинжал, служивший ему мечом. Поэтому, чтобы выйграть время, Голлум предложил Бильбо Игру в Загадки, обещая, что если он загадает загадку, а Бильбо не ответит, Голлум убьет его и съест; но если выиграет Бильбо, он, Голлум, выведет его наверх из тоннелей.
Бильбо рассудил, что бесплодные блуждания в темноте не лучше смерти, и принял условия, после чего они загадали друг другу немало загадок. В конце концов Бильбо выиграл, - больше случайным везением (как, опять-таки, могло показаться), чем смекалкой. Он запнулся, придумывая очередную загадку, и принялся копаться в карманах, наткнулся на уже забытое к тому времени кольцо - и удивленно воскликнул: "Что это у меня в кармане?" И Голлум не отгадал, хоть и вытребовал себе три попытки.
Справедливости ради стоит отметить, что далеко не все согласны считать этот вопрос загадкой, отвечающей строгим правилам Игры; но все сходятся на том, что раз уж Голлум взялся отвечать и не ответил, он обязан был выполнить уговор. Именно этого и потребовал Бильбо, хотя и подозревал, что скользкая тварь постарается как-нибудь схитрить, хотя такие уговоры исстари считаются нерушимыми даже среди самых отъявленных негодяев. Но годы одиночества сделали сердце Голлума совсем черным, и на уме у него были только предательство и коварство. Он ускользнул во тьму, к своему островку, о котором Бильбо ничего не знал. Там, думал Голлум, лежит его кольцо. Он был уже голоден и зол, а с "прелестью" его не страшило никакое оружие.
Но кольца на островке не оказалось, оно пропало, исчезло. От истошного вопля Голлума у Бильбо волосы на затылке встали дыбом, хоть он и не понял поначалу, что случилось. А вот Голлум понял, хоть и слишком поздно. "Что это у него в кармане?" - завизжал он. Глаза его горели жутким зеленым огнем, когда он поммчался назад, к берегу, чтобы убить хоббита и вернуть свою "прелесть". В последний момент Бильбо сообразил, что ему грозит; опрометью он бросился прочь от воды, наугад по одному из тоннелей. И снова его спасла случайность. Убегая, он сунул руку в карман, и кольцо тихонько скользнуло ему на палец. Голлум промчался мимо, не увидев его, - и понесся прямо к выходу из подземелий, надеясь перехватить "вора". Бильбо осторожно последовал за ним, и по пути из потока брани, проклятий и бормотания, обращенного к "прелести", уяснил, какая ценная вещь попала ему в руки. Он нашел пропажу Голлума, волшебное кольцо-невидимку, с которым можно было удрать и от Голлума, и от орков.
Остановились они у тайного лаза, за которым уже виднелся проход к нижним воротам копей, на восточной стороне гор. Там Голлум залег в засаде, принюхиваясь и прислушиваясь, и у Бильбо появивилось искушение заколоть мерзкую тварь. Но верх взяла жалость и, хоть он и присвоил кольцо - без него спастись бы не удалось, - он не стал использовать его для убийства прежнего владельца17, застав врасплох несчастную тварь. В конце концов, собрав всю свою храбрость, он в темноте перепрыгнул через Голлума и со всех ног помчался вниз по проходу, а в след ему неслось исполненное бессильной ярости: "Вор, вор! Торбинс - вор! Навсегда ненавистный, навсегда!"

Любопытно, что спутникам своим Бильбо рассказал немного другую историю. Что будто бы Голлум обещал ему подарок, если проиграет. Но, отправившись на свой островок за проигранным сокровищем, Голлум обнаружил, что оно исчезло. Тогда-то Бильбо и узнал, что ему предназначалось волшебное золотое кольцо, когда-то давным-давно полученное Голлумом на день рождения. Бильбо догадался, что именно это кольцо он и нашел, а раз он выиграл, то может оставить себе кольцо по праву. Но, поскольку выбираться из-под гор как-то надо было, решил умолчать о том, что уже получил свой выигрыш, - а взамен потребовать у Голлума вывести его наружу. Так он и записал в своих воспоминаниях, и своей рукой не изменил в них ни слова, даже после Совета у Эльронда18. Должно быть, в таком виде его рассказ вошел в подлинник Красной Книги, а также в некоторые списки и копии. В других списках, однако, приводится и подлинная история (наряду с вымышленной): она явно составлена по примечаниям Фродо или Сэмвиса - оба знали правду, но исправлять рукопись старого хоббита, видимо, не захотели.
Гэндальф же, разумеется, сразу не поверил рассказу Бильбо и очень заинтересовался кольцом. По всей видимости, он донимал Бильбо расспросами до тех пор, пока не вытянул из него правду, хотя это едва не стоило им старой дружбы. Но, кажется, маг полагал очень важным знать, что произошло тогда в действительности. И, хотя он не сказал этого Бильбо, не менее важной и настораживающей показалась ему внезапная ложь хоббита: это было совсем на него не похоже. Да и про "подарок" он не мог сам выдумать. Позже Бильбо признал, что на эту мысль его навело подслушанное бормотание Голлума: тот все называл кольцо своим "подарочком на день рождения". И это тоже показалось Гэндальфу странным и подозрительным, но вся правда была сокрыта от него еще многие годы, как вы вскоре увидите из этой книги.

Еще два слова о дальнейших приключениях Бильбо. При помощи кольца он проскользнул мимо стражи у ворот и нагнал своих спутников. Во время похода он неоднократно использовал кольцо - большей частью помогая друзьям, - но хранил его в секрете, пока было возможно. Дома он никогда и никому о кольце не говорил, и знали о нем лишь Гэндальф да Фродо, а больше никто во всем Шайре - или, по крайней мере, так думал сам Бильбо. И одному только Фродо он показывал начатую рукопись о путешествии Туда и Обратно.
Свой меч, названный Жалом, Бильбо повесил над камином, драгоценная кольчуга - дар Торина - хранилась в Скопи-Доме. Дорожный гномий плащ с капюшоном, прошедший вместе с ним через все странствие, Бильбо хранил в доме, и при нем же всегда находилось и кольцо - в кармане, на цепочке.
Он вернулся домой, в Торбу-с-Горба, на пятьдесят втором году жизни, 22 июня1342 года по Ш.Л., и все в Шайре шло своим чередом, пока мастер Торбинс не начал готовиться к празднованию своего стоодиннадцатилетия (1401 г. Ш.Л.).
Здесь и начинается эта История19.

_________________

* Согласно летописям Гондора, это был Аргелеб II, двадцатый король Северной династии, которая прервалась со смертью короля Арведуи, триста лет спустя.

** Таким образом, для того, чтобы получить дату по Эльфийскому летоисчислению, ко всем датам по летоисчислению Шайра следует прибавлять 1600.

1 - Eriador (синдари) - общее название всех земель к западу от Мглистых гор. В этом названии легко вычленяется dor, "земля, суша", насчет первой части точных указаний автора я не нашел.

2 - В оригинале - Mirkwood, дословно - "Мрачный Лес". В комментариях к "Перебранке Локи" ("Старшая Эдда") он (Myrkvid) упоминается как "пограничный лес где-то на юге", сама строфа звучит как:

"...чем драться ты будешь,
коль Муспелля дети
сквозь Мюрквид поскачут?"

Это одновременно "пришивает" мир Одина и Старшей Эдды к пространству мира Толкина и определяет географическое положение Средьземелья - южнее Скандинавии, вернее, ее мифологической изнанки. Также из истории "переименования" леса можно вычленить "временнУю" подоплеку - во-первых, мир Средьземелья гораздо старше мира Одина, а, во-вторых, примерно известно начало Поры Странствий: в 1050 год Третьей Эпохи (то есть за 550 лет до основания Шайра) на юге Темнолесья возникает Дол Гудуур, крепость возродившегося Саурона.

3 - Anduin (синдари) - буквально "великая, долгая река", ан+дуин. Корень "дуин" содержат почти все синдари-названия рек.

4 - Всеобщее название Имладриса. Imladris (синдари) - обитель Эльронда у подножия Мглистых гор, imlad - долина, стиснутая ущельем.

5 - Сразу по обоим родам: фамилия "Took" во-первых, не имеет никакого отношения к глаголу take, а во-вторых звучит достаточно энергично в обычной транслитерации, являясь к тому же звукоподражанием, посему я не вижу надобности что-либо творить с этим именем. С "Brendybuck" дело обстоит куда сложнее. Против концепции "заек" я решительно протестую, буквально же слово buck означает "самец маленького животного, оленя или козла". В Сибири водится самый маленький олень на свете - кабарга. Я отнял от этого названия один слог и получил вполне имя, такое же звучное, как английское, с сохранением двух изначальных корней: названия реки и маленького оленя.

6 - Речь идет об Эред Луин, что буквально переводится как "синие горы". Толкин дает искаженное хоббитами эльфийское название "люн" или "льюн", в русском языке совершенно неизбежен поворот на Луну, что, в общем, не невозможно, учитывая "Чертог Ящера" и "Черта-из-Ящика".

7 - Приставка ar(a)- означает в именах и топонимах эльфийского происхождения "благородный, высокий, королевский" Буквально "arnor" переводится как "земля королей".

8 - Буквально - "коричневая длинная река", хоббиты исказили это эльфийское название, переименовав реку в Брендивин.

9 - Название Bree, как неоднократно пояснялось Толкином и его иследователями, имеет в основе архаический корень "гора, холм", сам Толкин всячески советовал если уж переводить это название, то использовать аналог. "Холомы" - одновременно устаревшее "холмы" и созвучно с "хоромы", что сбивает с толку, как, в данном случае, и должно быть.

10 - У Толкина - Chetwood, также кельтский корень (chet), означающий "лес". "Лесы" - устаревшее название лесистой местности.

11 - For(n) (синдари) - "север".

12 - Дунэдайны - искаженное от "дунэдайн", "люди-с-запада", ед. ч. - "дунадан". Толкин сохраняет для эльфийского языка различные старейшие варианты образования множественного числа в английском языке (ср. Vala - Valar и child - children). Поскольку в русском языке даже эха подобного образования никогда не было, я ввел для Всеобщего языка искажение, внятно указывающее на множественное число. Разумеется, когда это слово употребляют эльфы или сами потомки нуменорцев, они соблюдают эльфийские окончания.

13 - в оригинале - sweet galenas. Galen (calen) - встречается в эльфийских (синдар) топонимах и означает "зеленый". Искажение усугубляется "людским" (английским) окончанием множественного числа.

14 - по сути, тан и есть глава шайра, земли, даваемой королем "под три повинности". Это чуть ли не первое земельное образование в Англии, принятое сразу после римлян. Стоит отметить, что географически (если брать за точку отсчета Мирквуд) Шайр расположен точно на месте Британских островов.

15 - на самом деле - и это указано автором в "аппендиксах", - имя серого мага звучит как "Гандальв". Он взято напрямую из Старшей Эдды ("Прорицание Вёльвы"), там это одно из имен старейшин гномов (альвов), наряду с практически всеми именами гномов из "Хоббита". Но менять сейчас прижившееся произношение (даже в фильме, где очень тщательно отнеслись к именам и ударениям, звучит "ГэндАлв") - труд напрасный и бесполезный. Пусть останется Гэндальф. С ударением на первый слог. Но мы-то с вами знаем...

16 - в оригинале - precious, "драгоценность". Словечко это всплывает немедленно, как только кто-то из героев попадает под чары Кольца - его употребляют и Исилдур, и Саруман. В этом смысле "прелесть" - очень точный перевод, нечто прельстительное, соблазн.

17 - Видимо, этот момент важен, и его я также не нашел ни в одном переводе: Бильбо не стал использовать Кольцо для того, чтобы убить прежнего его владельца. Вообще не стал убивать. Все, кто владел Кольцом до него, начинали именно с этого. Здесь, видимо, работает проклятие драконова клада - убивший дракона за сокровища, сам становится драконом. В "Хоббите" описано такое превращение: губернатор Озерного города сбежал с сокровищами, выделенными Эсгароту, и кончил именно так.

18 - Имя владыки Имладриса (равно как и его брата) делится на два корня эль (el) - "звезда" , "звездный" - и ронд (rond) - в данном случае - "свод небес". Посему мягкий знак в обоих именах - Эльронд, Эльрос - совершенно необходим. Существует предание о возникновении слова "эль" - эльфы, пробудившись, увидели над собою звездное небо, и сочли его столь прекрасным, что у них вырвался возглас изумления и восторга. Так вот, этой легенде в русской фонетике гораздо больше соответствует "эль!", не то получатся эльфы с грузинским акцентом.

19 - По поводу Примечания к Шайрским Летописям см. "Необходимое предисловие переводчика".



начало оглавление






© Александр Шуйский (текст, фотографии, изображения).
Защищено законом об авторских правах.
Копирование и распространение материалов сайта без согласия автора не допускается.
При перепечатке и распространении любых материалов сайта ссылка на автора обязательна.